Умение «думать карандашом» (Или условие успеха)
«Сергей Чобан проводит свободное время в выходные и праздничные дни с альбомом и принадлежностями для рисования. И он также использует свои навыки в повседневной работе над дизайнами, иллюстрациями и проектами, которые создаются в его архитектурном бюро. Это и отличает его от других коллег. Он позволяет своему воображению уносить себя в миры идеальной архитектуры и фантастических видений, а затем с поразительным мастерством фиксирует на бумаге удивительные новые идеи в области организации пространства...».
Фальк Йегер, ведущий немецкий архитектурный критик
«Архитекторы больше не умеют рисовать» – эту жалобу часто можно услышать от представителей старшего поколения, с осуждением взирающих на своих молодых коллег, который виртуозно обращаются с компьютерной клавиатурой и мышью. И вот появился тот, кто умеет рисовать, кто разбирается в тонкостях и кому «есть, что сказать» при помощи карандаша...
Сергей Чобан один из немногих российских архитекторов, которым удалось в последние годы добиться успеха на Западе. Московской публике он известен как автор 200-метровой Башни «Федерация» – одного из гигантов, которые будут демонстрировать нефтегазовую мощь России в новом столичном бизнес квартале «Москва Сити».
Неотъемлемой частью берлинского ландшафта стали здания, построенные по проектам 43 летнего Сергея Чобана. Это и кинотеатр «Кубикс» на Александрплатц, и стеклянный комплекс DomАquaree, под крышей которого находятся престижные отели и офисные помещения.
За прозрачными стенами центрального лифта, окруженного огромным аквариумом, плещутся настоящие морские рыбы – на глазах изумленных посетителей.
Все начиналось в неспокойные времена, когда рушилась привычная советская система, а на кусок хлеба чаще всего можно было заработать только при по мощи спекуляций. Окончив питерский Институт Репина, Сергей Чобан в поисках счастья уехал в Германию. Прошло совсем немного времени – и он начал работать в крупном немецком архитектурном бюро «Nietz • Prasch • Sigl». Сейчас он входит в состав его правления, и многие критики считают одним из наиболее ярких архитекторов современной Германии.
Секрет столь феноменального успеха приоткрыт в книге работ Сергея Чобана. Там показано, как оригинальные решения, найденные архитектором в рисунках, были воплощены затем в проектах. По словам самого Чобана, рисунок помогает выработать особое – пространственное – видение мира. Рисуя, архитектор думает рукой; именно в процессе рисунка в его голове создается композиция будущего здания. В Европе рисунок и архитектура стали разными специализациями. Зодчие зачастую используют в повседневной работе многочисленные графические программы. Архитектурное рисование нередко становится уделом узкопрофильных специалистов, которые сотрудничают с разными проектными бюро.
Действительно, архитектурные детали можно в точности изобразить на экране при помощи мыши, значительно сэкономив время. Компьютер сейчас умеет рисовать не хуже – а подчас и лучше – человека. Однако, у архитектора, дизайнера, не умеющего «думать рукой», меньше шансов построить оригинальное здание, найти новые пространственные решения, выделиться среди своих коллег. Сергей Чобан видит мир глазами художника. В первую очередь, это качество, как он сам признается, помогло ему достичь в Европе архитектурных высот. В альбоме наглядно представлена эволюция его художественного стиля: от сравнительно простых форм в картинах начала 1990-х годов к обилию сложных деталей и композиций.
Несмотря на то, что Сергей Чобан большую часть времени проводит в Германии и именно с этой страной связана его карьера, он остается питерским художником. На его стиль повлияли уроки замечательных архитекторов, которые преподавали в Институте Репина – Сергея Сперанского и Валериана Волонсевича. В его рисунках, какие бы города и страны ни были на них изображены, – черты Санкт Петербурга: бледные краски, правильность форм и строгая, возвышенная гармония.