Другая жизнь
Cанечку мы усыновили, имея трех своих мальчишек. Я в это время ждала четвертого. На пути к усыновлению мы не отступали ни перед чем: общественным мнением, навязанными стереотипами. Вместе с мужем мы знали: Саня – наш ребенок, и мы будем за него бороться. Порой меня охватывало отчаяние: "Мой сынишка один в больнице!"… Страшная сила – беременная мать, стремящаяся к потерявшемуся ребенку. Даже бюрократические преграды отступали.
Наконец пришел День, когда я могла его забрать. Очень живо помню, как Санька вошел в дом. Это было настоящее событие, как рождение. Ведь другого рождения со мной у него и не могло быть.
Я уважаю его маму. Я принимаю ее трудности и ее решение; выход, который она нашла. Ее поступок дал ребенку возможность попасть в новую семью. В мою семью. Я тогда еще считала, что это мы – подарок для Саньки. Позже мы осознали, какой он подарок для нас. Мой муж Павел недавно признался, что Санька сделал его отцом. Ответственность, любовь к детям, умение с ними играть и говорить – все это было с первыми детьми. Но Санька дал Павлу то новое, что мой скупой на слова муж выразил так: "Я чувствую себя отцом, потому что он радуется именно мне". Через несколько месяцев (родившемуся у нас Мите тогда было три месяца, Сане – девять) к нам пришли Сережа и Никита, четырехлетние близнецы. А еще через год – девятилетняя Света. Так появилась Приемная семья Добровольских".
Это слова Анастасии Добровольской. У Анастасии большая счастливая семья: четыре родных ребенка, один усыновленный и трое приемных малышей; в доме царят мир, любовь и взаимопонимание. Но такие семьи, к сожалению, исключение. В нашем мире редкая пара возьмет малыша из приюта … Даже из немногих решившихся на усыновление, некоторые возвращают детей в детские дома.
Возможно, это происходит из-за того, что семьи, усыновляющие детей, в большинстве случаев, даже не подозревают о тех испытаниях, которые их ожидают, поэтому и теряются, оставшись один на один с проблемами. А трудностей у приемных родителей может быть более чем достаточно. Вот лишь некоторые из них. Например, в семье формально от малыша не скрывают, что его взяли из детского дома, но у него нет полной информации об усыновлении. Поэтому у ребенка может появиться страх потерять семью, из-за чего растет напряжение, появляется депрессия.
Или другая ситуация: в семье умер родной ребенок, и родители пытаются найти ему замену. В этом случае приемный ребёнок "нагружается" определенными ожиданиями, из-за чего у него формируется низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Со многими проблемами, с которыми сталкиваются приемные родители, знакома и Анастасия: "Хотя морально мы были готовы к усыновлению, к появлению в нашей семье более старших деток мы готовы еще не были. Я многого не знала, это был словно другой мир. Мир, в котором мой опыт мамы четырех детей был бесполезен.
Вернее, недостаточен. Самым трудным для меня было то, что каждый ребенок, входящий в нашу семью, выстраивал свой мир, привычный тому, из которого он пришел. Семья должна быть очень сильной, чтобы наш мир устоял. Мы сплотились и вместе преодолели все трудности. Собственный опыт решения проблем показал: было бы значительно легче, если бы я о многом знала до приема детей и могла подготовиться".
Вскоре знакомые Анастасии последовали примеру Добровольских и взяли детей из детских домов в свои семьи. Им тоже понадобилась помощь и поддержка профессионалов. Именно тогда и возникла идея создания Программы подготовки приемных семей и Школы приемных родителей. Помогли Анастасии в этом собственный опыт, помощь знакомых семей с приемными детьми, команда профессиональных психологов.
В основе Программы лежит интеграция опыта других школ, готовящих приемных родителей, таких как Школа Приёмных Родителей проекта "К новой семье" в Москве, "Родительский мост" (Санкт-Петербург). Программа призвана помочь людям, решившим усыновить или уже взявшим приемного ребенка. Работа с будущими родителями начинается заранее, до прихода малыша в семью, так как с его появлением, несомненно, обнажатся многие скрытые проблемы, ускорится их созревание.
Семьи проходят психологическую подготовку, которая призвана помочь не только разобраться с возможными проблемами, но и раскрыть внутренние ресурсы семьи, которые помогут находить выходы и решения. Специалисты и организаторы не только помогают семьям до и после приема ребенка в семью, но и распространяют объективную информацию о трудностях приемных семей, помогают развеять многие из современных мифов. Как считает Анастасия Добровольская, возможно именно эта, своего рода, просветительская деятельность и приводит в Школу приемных родителей различные компании и организации, которые стремятся помочь приемным детям и взрослым: "Приятно, что в обществе, хоть и медленно, но все же меняются стереотипы, растет поколение людей, которые откликаются на проблемы детей-сирот и семей, решивших их усыновить.
Более того, мы нашли реальную поддержку в бизнес-кругах. Очень благодарны таким компаниям, как "8 Марта", NAYADA и др. за помощь в организации Школы.
Хоть немного изменить мир к лучшему – по силам каждому из нас, это день за днем доказывает собственным примером Анастасия Добровольская и семьи, подобные ее. Причем, для этого не нужно каких-то гигантских усилий, достаточно каждый день не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи, и тогда дарить добро станет нашей нормальной повседневной жизнью.
Для желающих оказать помощь проекту Анастасии Добровольской или узнать о нем подробнее, контактная информация:
тел. 8 901-518-47-78.