Ru / En

Благотворительность: дань моде или социальная ответственность?

Фото Благотворительность: дань моде или социальная ответственность?

Сегодня многие частные лица и представители бизнеса помогают детям, оставшимся без родителей. Безусловно, это благородное дело, но всегда ли такая помощь идет на пользу ребенку? Что стоит за благотворительностью, даже искренней: дань моде, минутный порыв или работа на перспективу? Иногда непонимание всей глубины ответственности может привести в лучшем случае к формированию инфантильных и асоциальных личностей.

О том, как соблюсти подлинные интересы ребенка в создании прочных связей с другими людьми, о подготовке детей-сирот к полноценной жизни в социуме рассказывает приемная мама, руководитель Некоммерческого партнерства «Прикосновение» Анастасия Добровольская.

Помощь детским домам или реализация благих намерений добрых людей?

Самый простой способ благотворительности — помощь детским домам. Бедным детям добрые люди привозят игрушки, одежду, а иногда и велосипед или даже компьютер.

Кому в первую очередь мы здесь помогаем? Не директору ли детского дома, который может и дальше не улучшать снабжение своего учреждения, зная, что помогут и так.

Не говоря уж о том, что если рассмотреть конкретный благой акт, как фрагмент в цепочке равнозначных событий, то недолго и до понимания, почему из сиротских учреждений выходят инфантильные, не приспособленные к самостоятельной жизни молодые люди. У них с детства сформировалась привычка, что государство и добрые люди давали все!

Более высокая ступень благотворительности — подарить набор инструментов или даже целую мастерскую, чтобы дети постепенно привыкали работать. Но, к сожалению, чаще всего такие занятия становятся игрой в работу, а не настоящим воспитанием. Если нет наставника, который будет учить мастерству, мотивировать, оценивать работу ребенка, то и этот способ обречен на неуспех.

Есть еще модная игрушка — съездить в детский дом и провести мероприятие. Многие директора детских домов даже жалуются: детям вздохнуть некогда. Сегодня шефы из педагогического приезжают, завтра из военной части к себе на экскурсию зовут, послезавтра — цирк.

Конечно, похвально, когда добрые люди реализуют свои «благие намерения». А с точки зрения детей это выглядит как бесконечный калейдоскоп из лиц и улыбок. А еще — легковесных связей — на несколько встреч, без продолжения. И как следствие потом — неумение устанавливать прочные отношения.

«Умная» помощь приемным семьям

Я отнюдь не призываю прекратить помощь детским домам. И чем больше ее будет, тем лучше. Это прежде всего необходимо самому обществу. Любой акт милосердия и благотворительности сеет семена добра и очищает нас.

Однако пора задуматься о качестве помощи. А качество заключается в том, что надо учиться помогать. Помощь человеку, особенно ребенку, не одноразовая акция, а вклад в долгосрочное развитие, если угодно. Это работа на перспективу (то есть вдаль), но с учетом окружающих обстоятельств (то есть вширь).

Какое-то время назад я думала, что справиться с проблемой разрастающегося социального сиротства можно, если перенаправить помощь с детских домов на семьи, принимающие детей. По принципу: во что вкладываешь, то и развивается. И если вкладывать в семьи — семьи будут брать детей. Но со временем (возможно, благодаря тому, что сама являюсь мамой такой семьи) мое представление о конкретной помощи стало меняться.

Если благотворитель, уже помогающий конкретной семье, а не детскому дому, покупает самые необходимые вещи, одежду ребенку, то в чем тогда роль приемных родителей? Разве не должны были родители, принявшие детей, рассчитывать на свои силы и средства? И чем в таком случае семья, которая живет на благотворительные даяния, отличается от госучреждения, выпускающего в жизнь инфантильных и неприспособленных личностей? Какую модель выживания в трудной ситуации дадут приемные родители детям, если они сами без посторонней помощи не могут с подобной ситуацией справиться?

Помощь процессам изменения в лучшую сторону

Как же тогда надо помогать? Сегодня, думаю, помогать надо самим процессам. Процессам изменения ситуации в лучшую сторону. Это и мода на усыновление, возникшая в последнее время в России, и идеи восстановления кровных семей, и развитие профессиональных услуг в помощь принятым в семьи детям со стороны и приемных родителей, и специалистов.

Но чтобы мода стала действительно экологичной, необходимо вооружать приемных родителей самыми актуальными сведениями об особенностях адаптации детей в семье.

Причем из приемных родителей, получающих зарплату за воспитание осиротевших детей, надо делать профессионалов, а для этого необходимо много вложить в их обучение. И обучать их надо не только конкретным знаниям, но и навыкам выхода из различных кризисных ситуаций.

А если речь идет о возвращении ребенка в родную семью, то с его асоциальными биологическими родителями надо провести определенную работу, чтобы гарантировать ему безопасность и нормальное будущее. В России это направление еще в зачаточном состоянии, но в некоторых регионах уже есть определенный интересный опыт.

Благотворительность социально ответственного бизнеса

Безусловно, все эти процессы не будут происходить сами по себе. Нужно, чтобы этим кто-то занимался постоянно, чтобы люди объединялись в профессиональные команды, запускали проекты, развивали и корректировали их. И такая работа должна быть, конечно, оплачиваемой. Получить на это деньги у государства не всегда возможно, а если и возможно, то таких денег не всегда бывает достаточно. Поэтому остается надеяться только на благотворительность социально ответственного бизнеса.

В качестве примера благой благотворительной поддержки хочется привести компанию NAYADA, которая уже около двух лет поддерживает программы НП «Прикосновение», занимающегося профилактикой социального сиротства и вторичных отказов от приемных детей. Это всегда конкретная целевая помощь, от которой есть отдача, будь то оплата тренингов приемных родителей или оплата труда конкретного специалиста, который консультирует обращающихся со своими проблемами, помогая родителям активизировать внутренние ресурсы.

Существуют также фонды местного сообщества, которые, аккумулируя благотворительные средства, проводят грантовые конкурсы с привлечением профессиональных экспертов, определяющих качество и силу представляемых им социальных проектов (например, Charities Aid Foundation).

Думаю, со мной согласятся все, что в деле благотворительности надо самому стать экспертом, чтобы глубоко изучить проблему и социальные процессы, ее породившие и сопровождающие, уметь видеть не только сиюминутный эффект, но и то, какими окажутся результаты в перспективе.

Любое дело, особенно если это благотворительность, надо делать, семь раз подумав, чтобы не вымостить своим благим намерением дорогу в известное место.

Array создано с целью обеспечения права ребенка жить в семье, кровной или замещающей. Клиентами партнерства являются семьи с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Сотрудники «Прикосновения» занимаются профилактикой социального сиротства и вторичных отказов от приемных детей. Для этого создана школа приемных родителей, в которой проходят подготовку кандидаты в замещающие родители на любую форму семейного устройства: усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Для работы с семьями, имеющими детей, создана служба сопровождения. Также проводятся консультации по правовым, психологическим вопросам, оказывается помощь социального педагога. Отличительной чертой нашего НП «Прикосновение» является наличие профессиональных принимающих семей, способных принять ребенка на время, необходимое для преодоления им трудной жизненной ситуации. Работа ведется в тесном контакте с муниципальными властями района Южное Бутово г. Москвы.

Добровольская Анастасия, руководитель НП «Array».
E-mail: patronat@yandex.ru