Архитектурная концепция в формировании офиса. Архитектор Сергей Чобан
Стремительное развитие строительных технологий в последние годы изменило наше представление о том, каким должен быть идеальный офис. Стандартные прямоугольные кабинеты, ограниченные капитальными стенами, ушли в прошлое: подобная структура уже не соответствует потребностям современного бизнеса. Простой ремонт не устраивает новых арендаторов, которые в большинстве случаев стремятся полностью переформировать офисные помещения применительно к потребностям своей фирмы.
Перенести нагрузку с внутренних стен на опорные колонны позволяют современные технологии строительства каркасных зданий. Тем самым возможен более гибкий подход к созданию внутреннего пространства — причем дизайнерские возможности во многом зависят от архитектурно-планировочного решения, изначально предложенного архитектором. Так, к примеру, расстояние между колоннами определяет структуру помещений, возможности организации стандартной кабинетной системы или open space. От конструктивных особенностей фасада зависит и здоровый микроклимат, столь важный для комфортной работы в условиях далеко не идеальной московской экологии. Двойные стеклянные фасады обеспечивают здание столь необходимым естественным светом и сводят до минимума шум, проникающий с загруженных столичных трасс. Своим опытом строительства офисных зданий в Германии и России поделился архитектор Сергей Чобан.
— Какие факторы Вы считаете первостепенными при формировании комфортного и эргономичного офисного пространства?
Все мы проводим на работе значительную часть жизни, и пребывание в офисе не должно наносить нам ущерба. Для создания особой атмосферы важен не только дизайн. Действительно, цветовая гамма воздействует на психику человека и влияет на уровень работоспособности. Спокойные и в то же время жизнерадостные цвета стимулируют к активной деятельности. Обилие плавных закругленных форм успокаивает и одновременно развивает фантазию и креативность. Удобные рабочие места позволяют не отвлекаться на разные мелочи, а эргономичные спинки сидений сохраняют офисному работнику правильную осанку.
Все это так. Однако не следует забывать о том, что возможности маневрирования внутри офиса напрямую зависят от технологических решений, использованных архитектором при строительстве. Применение любых материалов имеет смысл только в том случае, если они согласуются с внутренней логикой развития и дальнейшего существования нового организма. Например, чтобы обеспечить естественным светом рабочие места в офисном здании, имеет смысл сделать большую часть фасада из стекла. Однако сразу возникает другая проблема: этот материал, к сожалению, пропускает большое количество энергии и не позволяет создать внутри здания здоровый микроклимат. Например одно из преимуществ берлинского комплекса Kronprinzenkarre — система двойных стеклянных фасадов, позволяющая защитить внутренние помещения от уличного шума и значительно уменьшить затраты на коммунальные услуги. Двойной фасад, регулирующий климатический режим в здании, с интегрированными системами солнцезащиты будет использован в проектируемом мной совместно с Сергеем Кузнецовым многофункциональном центре на Ленинском проспекте. Еще один эффективный прием для обеспечения всех помещений дневным светом — расположение офисных помещений вокруг перекрытого стеклянной крышей внутреннего двора-атриума. Этот прием мы использовали, например, в офисном здании комплекса DomAqarée.
— При современных темпах развития бизнеса нередко возникает потребность перепланировки помещений — даже в тех случаях, когда офисное здание принадлежит одному владельцу? Как современные строительные технологии позволяют решать эту проблему?
На самом деле, для заказчика важно иметь возможность при необходимости полностью изменить внутреннюю планировку помещений. Значительную роль этот фактор особенно играет при строительстве тех бизнес-центров, которые изначально предназначены для сдачи арендаторам. К сожалению, даже яркая узнаваемая архитектура не всегда оказывается коммерчески успешной: архитектор должен быть не только художником, но и рассчитывать экономичность проекта, учитывая потребности конкретного заказчика. А легче всего сдать в аренду площади в состоянии shell & core, то есть коробку здания, не обремененную лишними внутренними стенами. Потом каждый руководитель формирует внутреннее помещение в зависимости от особенностей своей организации, используя офисные перегородки. Современный уровень архитектуры позволяет строить каркасные здания с несущей основой, а перегородки сейчас можно изготовить из любого материала, обеспечив необходимый уровень звукоизоляции (42–46 децибел).
Так, берлинское офисное здание Kronprinzenkarree сдавалось без отделки. Как и в будущем комплексе на Ленинском проспекте, двойной стеклянный фасад здесь защищает помещения от внешних шумов — в данном случае это особенно актуально, потому что рядом проходит железная дорога, — а также создает эффектную буферную зону, в которую обращены расположенные в офисах балконы. В московском здании «Федерация» моей задачей было создать эффектный каркас с несущими опорами, а внутренняя начинка будет разрабатываться потом совместно с дизайнерами, девелоперами и арендаторами.
В штаб-квартире крупной сети магазинов C&A в Дюссельдорфе офисы, напротив, сформированы изначально по принципу коридорной системы. В данном случае был известен собственник — компания с определенным числом служащих, для каждого из которых сформировано офисное пространство. Правда, и в этом проекте мы сохранили возможность внутренней перепланировки помещений. В комплексе, состоящем из нескольких зданий, мы создали простую и эффективную систему идентификации: и фасады, и интерьеры каждого из четырех корпусов решены в собственной цветовой гамме — зеленой, голубой, желтой или красной.
— Какой способ формирования офисной системы Вы считаете наиболее эффективным для успешной работы фирмы: традиционный коридорный или американский open space?
Несмотря на повсеместное распространение open space руководители многих организаций предпочитают кабинетную систему, обеспечивающую необходимый уровень конфиденциальности телефонных переговоров или личных встреч. В то же время кабинетная система вовсе не связана со строительством капитальных стен, которые потом трудно снести без длительной бюрократической волокиты. Глухие офисные перегородки — от пола до потолка — вполне могут обеспечить необходимый уровень звукоизоляции. Возможны и разные варианты комбинации этих двух дизайнерских принципов: например, в разработанном нами проекте оформления офисных интерьеров в комплексе DomAquarée используются индивидуальные кабинеты-кабины из затемненного стекла, выгораживающие отдельные рабочие места внутри open space. Так как офисы в этом престижном центральном квартале были изначально предназначены для аренды, каждый этаж спланирован так, что его можно разделить на несколько абсолютно независимых блоков с отдельными входами со стороны лестницы и лифтов, с собственными санитарно-гигиеническими помещениями и кухнями.
В то же время структура офисного помещения, как и его эргономичность, зависит от каркаса здания. Для открытых пространств лучше подходит широкий шаг колонн от 7 до 9 метров. Для закрытых офисных помещений можно использовать другое архитектурно-планировочное решение с более узким шагом колонн; главное, чтобы между колоннами можно было легко поместить целое число рабочих мест.
Сергей Чобан родился в 1962 г. в Ленинграде. В 1986 г. окончил Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств — мастерскую профессоров С. Б. Сперанского и В. С. Волонсевича. Поработав некоторое время в Ленинграде, уехал в 1992 г. в Германию, где стал работать в гамбургском архитектурном бюро NPS. В 1995 г. он стал партнером nps tchoban voss и возглавил его берлинский офис. Известность ему принесли такие проекты, как кинотеатр Cubix и Дом Альфреда Дёблина на Александрплатц, галерея Aedes в квартале Хакешен Хёфе, а также (рядом с берлинским Кафедральным собором) состоящий из четырех зданий комплекс DomAquarée, где в атриуме отеля Radisson SAS панорамный лифт находится внутри 25-метрового стеклянного цилиндра-аквариума.
С 2003 г. Сергей Чобан приступил к активной деятельности на российском архитектурном рынке. В Санкт-Петербурге по его проекту был построен многофункциональный комплекс «Лангензипен» — с оригинальными стеклянными фасадами, на которые методом цифровой печати нанесены рисунки. В той же технике выполнены и фасады его следующей петербургской постройки — бизнес-центра «Бенуа» на Свердловской набережной. В ноябре 2007 г. Сергей Чобан совместно с архитектурным бюро «Евгений Герасимов и партнеры» выиграл конкурс на строительство масштабного общественно-делового комплекса «Невская ратуша».
В Москве по проекту, созданному Сергеем Чобаном и Петером Швегером, сейчас возводится башня «Федерация» в новом деловом квартале «Москва-Сити». В 2004 г. С. Чобан открыл бюро в Москве, а с 2006 г. совместно с Сергеем Кузнецовым возглавляет архитектурную мастерскую SpeeCH.
В настоящее время в столице строится несколько крупных комплексов, спроектированных этой мастерской, среди которых «Византийский дом» в Гранатном переулке, бизнес-центр Forum-plaza на Можайском валу, многофункциональные комплексы на Озерковской набережной, Заречной улице и др.