Американская мечта: антиутопия города-магазина
Wall Mart-это один из самых известных в мире брендов, который ассоциируется с мощью «первобытных» американских корпораций. Таких корпораций, которые сосредоточили в своих руках экономическую и политическую жизнь в США в начале XX века – до принятия антимонопольных законов. На долю этой разветвленной сети гипермаркетов приходится львиная доля всей торговли в США. По статистике восемь из десяти американских домохозяек как минимум раз в год отовариваются в 3702 филиалах «Wall-Mart».
Уже в 2002 году каждый третий одноразовый подгузник, каждый четвертый тюбик зубной пасты и каждый пятый компакт-диск в США был продан именно Wall-Mart.
Постепенно система «Wall-Mart» стала выполнять в США не только торговые функции. В небольших американских городах магазины, напичканные ресторанами, парикмахерскими и туристическими агентствами, стали постепенно превращаться в центры социальной жизни. Это явление вызвало интерес художников и экспериментаторов Эмели Андерсен (Emily Andersen), Джеффа Диолда (Geoff DeOld) и Кори Холкер (Corey Hoelker). Они создали в сети Интернет оригинальный урбанистический блог. Его основная тема – фантазия антиутопия, какой может стать провинциальная Америка с развитием многофункциональных гипермаркетов. Сэм Уолтон (Sam Walton) входит в первую десятку самых богатых людей мира в списке, который ежегодно составляет «Forbes». Только в ян варе 2006 года в США были открыты 69 новых магазинов. Филиалы «Wall-Mart» есть и в других странах мира –в Мексике и Великобритании, Япо нии и Канаде, Германии и Китае. История успеха начиналась в 1962 году, когда Сэм Уолтон открыл первый магазин. За последние двадцать лет феноменального успеха удалось достичь не в последнюю очередь за счет тщательно продуманной системы логистики. Работники корпорации в своих расчетах оперируют такой масштабной базой данных, что они могут рассчитать, как доставить любой груз, минуя перевалочные пункты. Многие топ менеджеры крупных компаний считают именно логистику ключом к процветанию. Недовольство многих американцев системой «Wall-Mart» было вызвано не только завистью, но и многочисленными нарушениями корпорацией трудового кодекса США. Работники компании неоднократно подавали на нее в суд. С их мнением сложно не считаться – ведь “Wall-Mart” была признана в 2004 году одним из самых крупных мировых работодателей. В декабре 2005 года компания, проиграв один из таких процессов, была вынуждена заплатить своим бывшим работникам 115 миллионов долларов. Американское общество предъявляет к “Wal Mart” и другие претензии. Не выдерживая конкуренции с этим торговым гигантом, разоряются многие мелкие и средние фирмы.
В результате, страдает частное предпринимательство – основа основ американской экономики. Становятся безлюдными центральные районы маленьких городов США. Вся жизнь устремляется в гигантские торговые центры, в которых под одной крышей можно найти все, необходимое и для быта, и для работы, и для развлечений. И все это – за относительно невысокую цену.
Лозунг: «Always low prices», – привлекает миллионы посетителей. Один из жестких примеров критики – фильм «Низкая цена может дорого стоить» («The high cost of low price»). На обложке диска по американскому городу шагает в облаке долларов Кинг Конг с желтым лицом человечка из популярной рекламы “Wall-Mart” и рушит все на своем пути… О возможных направлениях развития гипермаркетов задумались изобретательные американские Интернет дизайнеры. Их детищем стала антиутопия города потребления XXI века – Уолтрополиса (Waltropolis). По мнению создателей проекта, руководство “Wal Mart” представляет себе жизнь и экономику как четко расчерченную карту. Политика компании подрывает систему конкуренции и подменяет разнообразие торговли и выбора единым пространством, в котором – «всегда низкие цены». По мнению создателей Интернет блога, многофункциональные гипермаркеты могут развиваться бесконечно. Пока не подменят собой городскую жизнь во всем ее многообразии и не и не создадут в США «идеальное общество потребления» с его поверхностной массовой культурой и безликими массовыми судьбами. В городе Уолтрополис границы определяются стенами гипермаркета «Wall-Mart».
Габариты здания: 11х1.6 километра. Высота – 90 метров. Десять уровней для всех сторон жизни: от торговли до образования. Постоянное население 100 тысяч человек.
Инфраструктура основана на системе поставок, организованных корпорацией. Немногочисленное население города – около ста тысяч человек – проживает в коробке, в которой есть все службы, способные обеспечить основные потребности: школы и больницы, гражданские и культурные учреждения. Дома расположены на крыше коробки. Живописной россыпью они стоят среди зеленых насаждений – в точности, как привыкла загородная Америка. Вдоль фасада идет главное шоссе, соединяющее между собой города-гипермаркеты. На всех уровнях Уолтрополиса расположены стоянки – с расчетом примерно на 2,5 машины на каждого жителя города. Такую картину будущего развития гигантских гипермаркетов представили американские Интернет дизайнеры. В обществе потребления, доведенном до совершенства, все поставлено на конвейер – и поставки продуктов, и человеческие жизни. Все предусмотрено, как на масштабном плане, созданном руководителями «Wall-Mart». Этот проект – одна из успешных пиар- кампаний, направленных против самой крупной торговой корпо рации Америки. Хотя этот блог и финансируют, наиболее вероятно, конкуренты “Wall-Mart”, он не лишен глубокого философского смысла. Будущее общества потребления, которое может зайти в тупик; города, которые могут превратиться в замкнутые коробки; человек, который может стать обезьяной, сжимающей пистолет в руке, – есть, над чем задуматься. В России система гипермаркетов – пока на начальной стадии. Магазины «Рамстор», «Метро» и «Ашан» по своим масштабам даже приблизительно не могут сравниться с американским гигантом. Руководство компании «Wall-Mart» приняло решение не спешить с освоением российского рынка – по мнению практичных американцев, инвестиционный климат в нашей стране пока недостаточно благоприятен для крупных капиталовложений. Да и договориться с турками из «Рамстора» не удалось; продвижение в Россию планировали начать в сотрудничестве с этой компанией.