Ru / En

Пилоты выходного дня

Валерия Шеина

Иногда Москва со всеми ее будничными стрессами настолько утомляет, что возникает насущная потребность уйти с головой в собственный мир. Многие после нелегкой трудовой недели отдыхают в кругу семьи и близких людей, кто-то проводит свободное время в магазинах, путешествует или занимается фитнесом. Но некоторые не могут почувствовать вкус жизни без острых, волнующих ощущений и сумасшедших скоростей.

Пилоты выходного дня

В последнее десятилетие, кроме традиционного парашютизма, в России прижились и другие „воздушные“ виды спорта. Особенно популярен парапланеризм (paragliding), благодаря своей доступности и демократичности. Как и дельтапланы, парапланы предназначены для парящих полетов, но при этом более просты в управлении.

С 1978 года, когда французскому пилоту удалось при помощи разбега взлететь в горах на параплане и преодолеть расстояние около 100 метров, продолжительность полетов увеличилась в тысячи раз. В 2006 году братьями Валич из Словении был установлен последний мировой рекорд – 426 км.

Со страстным любителем парашютного спорта и парапланеризма побеседовала Валерия Шеина. Михаил НЕЗЛОБИН – в обычной жизни один из руководителей крупной московской строительной фирмы ООО “АТТИК д.и.к.”. Он входит в узкий круг бизнесменов, которые регулярно проводят часы досуга буквально в свободном полете.

Пилоты выходного дня

– Что подтолкнуло Вас к тому, чтобы заняться экстремальными видами спорта?

М. Н. – Сколько себя помню, всегда мечтал прыгать с парашютом. И в 1982 году, когда достиг положенного возраста, совершил свой первый прыжок. Через некоторое время мне всеми правдами и неправдами удалось войти в число спортсменов Московского городского аэроклуба, где преподавали общепризнанные мастера спорта.
К сожалению, позже я был вынужден прервать свои занятия спортом: служил в армии, затем много сил и времени отнимали заботы о семье. Уже много лет спустя, в 1995 году, совершенно случайно (хотя и говорят, что случайностей не бывает) на стене арки своего дома увидел рекламу парапланерного клуба. После первого полета я понял, что это мое. И с тех пор летаю на параплане. А год назад снова стал прыгать с парашютом – тоже, казалось бы, по чистой случайности. Как-то я созвонился со своим инструктором, который еще в незапамятные времена вел нашу парашютную группу. Он с моими бывшими одногруппниками собирался по традиции прыгнуть в День воздушно-десантных войск. И я напросился вместе с ними.

Пилоты выходного дня

– Что Вы могли бы посоветовать новичкам, которые хотят научиться летать на параплане? Какой уровень физической подготовки необходим? Какие меры предосторожности помогают избегать несчастных случаев?

М. Н. – Для полетов на параплане необязательно быть профессиональным спортсменом – достаточно общей физической подготовки. Минимальный опыт можно получить в любом профессиональном клубе всего за несколько дней. Но понимание особенностей этого спорта приходит лишь в результате долгих напряженных тренировок. Кроме того, в парапланеризме есть разные виды полетов – на равнине, в горах, в бризовом динамике. На равнинной местности для взлета используют лебедку особой конструкции, с помощью которой параплан “затягивают” на высоту от 100 до 800 м. Чтобы летать в бризовом динамике, надо уметь использовать восходящие потоки воздуха вблизи рельефа; это позволяет часами держаться в воздухе.
Есть и различные дисциплины, для которых нужна специальная подготовка. Понятно, что простые маршрутные полеты намного безопаснее купольной акробатики, когда параплан по воле спортсмена начинает вращаться, складываться и совершать невообразимые петли. Со стороны такие приемы выглядят очень красиво, но их надо выполнять с большой осторожностью. Подымаясь в воздух, пилот обязательно оснащен средствами безопасности: специальным снаряжением, шлемом и запасным парашютом. Как правило, несчастные случаи происходят из-за того, что люди – причем не только новички, но и опытные спортсмены – в ответственный момент могут переоценить свои возможности и недооценить ситуацию. Недавно мой друг повредил позвоночник, участвуя в так называемом “SIV-курсе” (симуляция летных инцидентов). Выполняя упражнения, он был настолько опьянен ощущениями, что не рассчитал высоту, на которой находился, и упал в море. В общем, такие ЧП происходят нечасто. И мы отчетливо представляем, какая тяжесть может лечь на плечи наших родственников при неблагоприятном стечении обстоятельств. Но деваться некуда, и против своей природы не пойдешь: хочется заниматься именно этими видами спорта.

Пилоты выходного дня

– Насколько связаны для Вас работа и увлечения? Часто ли Вы совершаете полеты на параплане или прыгаете с парашютом вместе с деловыми партнерами?

М. Н. – Среди любителей воздухоплавания очень развиты дружеские и партнерские отношения. Я регулярно встречаюсь с друзьями во время тренировок: как в России, так и за рубежом. Конечно, летаем мы поодиночке, а не в тандеме, зато, приземлившись, обсуждаем разные вопросы – при необходимости и рабочие. Кроме того, в Москве есть специальные клубы, где можно хорошо провести время в кругу пилотов, увидеть многих знакомых, с которыми давно не пересекались пути, и узнать новых интересных людей. Упомяну клубы «Парамания» и «Парабар», а также «Точка отрыва» на Кутузовском проспекте, где проводятся встречи после выездов.
Конечно, далеко не все мои партнеры, поставщики и подрядчики увлекаются парашютным спортом или парапланеризмом. Зато с единомышленниками проще найти общий язык и решить деловые вопросы. Например, наша фирма покупает строительные материалы у тех людей, которые когда-то учили меня прыгать с парашютом. Теперь мы еще и помогаем друг другу зарабатывать деньги.
Любителей воздушных видов спорта в России не так много: по моим подсчетам, по всей стране вряд ли наберется больше 10 тысяч человек, которые хотя бы раз в жизни поднимались ввысь на параплане. Мы образуем настоящее открытое сообщество, к которому любой может присоединиться. Главное – желание, а я со своей стороны всегда готов поддержать новичка, стремящегося познать прелесть свободного полета. Пилоты выходного дня