Ru / En

Окупится потом

«Ведомости» № 14 (149) 17 апреля 2009

Производители мебели приглашают дизайнеров и архитекторов, чтобы повысить узнаваемость своих марок.

Окупится потомВ галерее Arterium с конца марта до середины апреля выставлялась коллекция этажерок, которые по заказу компании «Александр Нэй» спроектировали десять московских архитекторов и бюро. Девятерых участников — Александра Бродского, Владимира Плоткина, Алексея Козыря и других, — организаторы проекта пригласили, а десятый проект, созданный бюро ММДА, был выбран в ходе открытого конкурса. «Архитекторы должны проектировать все — от дома до пепельниц и дверных ручек, как это делали Алвар Аалто и другие, — говорит Александра Павлова из бюро «Проект Меганом», которая вместе с коллегой Юрием Григоряном представила стеллаж-ершик из дерева и металла.

Для компании-заказчика этот проект был, в первую очередь, маркетинговым ходом, хотя изготовление наиболее сложных этажерок обошлось в пять тысяч долларов. «Завязались новые контакты, знакомства. Воплотив замыслы архитекторов, мы подтвердили свой статус компании-производителя авторской мебели», — не жалеет о затратах владелец компании «Александр Нэй» Александр Голубкин.

Примеру Голубкина пока следуют немногие российские производители мебели. Большинство ограничивается типовыми разработками собственных конструкторских бюро и не спешит привлекать дизайнеров и архитекторов со стороны. Среди причин — стремление поскорее получить прибыль и высокая стоимость доведения дизайнерской идеи до производства.

В поиске новых идей компании проводят творческие конкурсы, но прибыль им пока приносит базовый модельный ряд.

«В России средняя цена за эскиз — $5 тыс., за прототип — $10 тыс. Это в десять раз ниже расценок западных дизайн-бюро. Но ведь это только вершина айсберга затрат на запуск продукта в производство», — говорит коммерческий директор предприятия Europa Furniture Денис Назаров.

Взаимовыгодные союзы компаний и дизайнеров распространены там, где производство мебели — более заметная часть экономики, чем в России. «В Италии производители в поиске новых идей проводят конкурсы и художественные акции, — комментирует западную практику Евгений Бакаев, руководитель компании Room, которой принадлежит галерея Arterium. — Такие мероприятия проводят De Padova, Corian, Bisazza, Sawaya&Moroni. Недавно производитель дверных ручек Valli&Valli выбрал для реализации проект российского архитектора Арсения Леоновича». Арсению Леоновичу этот опыт сейчас помогает воплощать собственные концепты на родине: «Для холдинга “Подари” мы разрабатываем стратегию, переосмысляющую народные промыслы. Уже выпускаются подсвечники, вазы, подносы, готовятся и предметы мебели».

Есть и другие примеры успешного сотрудничества отечественных производителей и дизайнеров. После восьми лет тиражирования непритязательной бюджетной мягкой мебели владимирская фабрика «Фиеста-Мебель» захотела сделать яркую, запоминающуюся коллекцию, и помог им в этом дизайнер Евгений Виленкин. Фирменный стиль и футуристические модели, выполненные по его проектам, действительно привлекли внимание к бренду, который получил несколько отраслевых премий. «Основную прибыль по-прежнему приносит базовый модельный ряд, но разработки Виленкина — это наше узнаваемое лицо. Вложения окупились», — рассказывает директор фабрики Александр Лескин.

По пути авторского дизайна развивает свою маркетинговую политику и Nayada, производитель офисных перегородок. Совместно с Союзом архитекторов раз в год проводится конкурс «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации». В прошлом году были реализованы концепты стола и перегородок для рабочих мест Михаила Кириенко, архитектора из Сочи. Сейчас на стадии подготовки к производству находится оригинальная система хранения для бумаг в виде крепящихся к тросам боксов разного размера, которую придумала выпускница МГХПУ им. С. Г. Строганова и лауреат международной премии Red Dot: design concept Карина Еганян. «Осенью мы планируем запустить в производство небольшую опытную серию — три полноформатных стенки», — говорит Альбина Сугробова, руководитель отдела инноваций и развития Nayada.

Покупателям, которым интересны дизайн, архитектура, искусство, важно знать имена тех, кто придумывает нестандартные вещи, считает бренд-менеджер магазина Design Boom Александр Никельвард. «На днях клиентка меня подробно расспрашивала, что у нас есть от Захи Хадид. Мы хотели бы продвигать и российский дизайн, стать стартовой площадкой для молодых авторов. Пока отечественная мебель представлена в Design Boom веселыми креслами-мешками Smart Balls, созданными арт-директором марки Олегом Ковалевым и Эриком Белоусовым из дизайн-бюро Ostengruppe. Надеемся, это только начало», — говорит он.

Подробнее в журнале «Ведомости»№ 14 (149) 17 апреля 2009