Наше главное слово —
создавать!
Rus / Eng
+7 (495) 933 1055
/ 8 (800) 550 1345

У вас вся стена белая!

«Офисный Интерьер/Office Interior» номер 13-2008

Последний тренд офисной моды: стены меняют цвет. Классический белый, долгие годы служивший неизменным атрибутом рабочего интерьера, признан устаревшим. Покрасить офисные стены в белый – все равно, что попасться на глупый первоапрельский розыгрыш.

Актуальны все цвета, кроме скучных. Становится разнообразнее и стиль «одежды» офисных стен. Дизайнеры смело сочетают кожу с венецианской штукатуркой, ткань с металлическими обоями.

Банальная краска или венецианская штукатурка?

В офисе современный человек проводит около 70% активного времени жизни. Многочисленные исследования давно уже доказали прямую зависимость производительности труда от степени комфорта, созданного в помещении. А комфорт – это не только удобное рабочее место, но и продуманные цветовые решения. И оформление офисных стен здесь занимает далеко не последнее место.

Расходы на отделку стен могут составлять от 5 до 35% от общей сметы на ремонт офиса. «Цена во многом зависит от используемых материалов, – говорит Сергей Абашин, исполнительный директор Ovik Elements Separatifs. – Банальная покраска стен (конечно, после проведения работ по оштукатуриванию и грунтованию поверхности) и инсталляция дорогих стеновых покрытий – совершенно разные статьи расходов».

При выборе отделочных покрытий важно учитывать, что эксплуатируются офисные стены менее бережно, чем домашние, поэтому нужно использовать материалы, которые выдержат «недружественное» отношение. Второе требование – это технологичность их использования. «Офисные стены должны легко мыться, чиститься (если при отделке использована ткань, например), приводиться в порядок, быть готовыми к замене, – рассказывает Сергей Дудкин, генеральный директор московского офиса NAYADA. – Важна также толщина стен, так как от этого зависит проникновение света в офис. Деловой мир быстро меняется, поэтому неплохо предусмотреть возможность перепланировок. Капитальные стены делят пространство раз и навсегда, а быстровозводимые (мы их еще называем стационарными перегородками) предусматривают быструю перепланировку. Например, в течение последнего полугода на рынке наблюдался этап активного расширения бизнеса, компании меняли штатное расписание, набирали новых сотрудников, которым требовались рабочие места. Соответственно, офисы уплотнялись. Сейчас наступил финансовый кризис, началось сокращение. Офисное пространство должно быть готово к таким переменам, и быстровозводимые стены как раз обеспечивают необходимую мобильность: переставили стены – и на ту же офисную площадь можно взять еще одного арендатора».

Современный рынок предлагает разнообразный выбор «одежды» для стен. У каждого вида есть как свои неоспоримые преимущества, так и недостатки.

Например, краска. Это, пожалуй, самый недорогой способ «освежить» офис. Окрашенные стены легко моются, они стойко противостоят «недружественному» воздействию среды (по сравнению с обоями). Вместе с тем традиционная окраска стен предполагает высокие требования к поверхности стен – она должна быть идеально ровной. Поэтому, прежде чем приступать к покраске, нужно очень хорошо подготовить рабочую поверхность. Обои под покраску – вариант для проблемных стен. Проблемы у стен возникают при усадке дома, особенно этим страдают здания, расположенные рядом с метро. В таких случаях обои «выравнивают» стены.

Когда не удается добиться высокого качества подготовки поверхности, можно использовать декоративную штукатурку, которая не только поможет скрыть дефекты стен, но и станет элементом декора офисного интерьера.

Цельностеклянные перегородки, которые в офисном интерьере играют роль внутренних стен, обеспечивают проникновение света, прозрачность, возможность коммуникаций. Однако вместе со светом они часто пропускают и звук – поэтому для бизнес-процессов, требующих полной конфиденциальности, их использовать нельзя.

Впрочем, со звуком успешно помогают бороться перегородки с глухими секциями, специальные акустические стекла, двойные стекла. Современные стеклянные каркасные перегородки обладают звукоизолирующей способностью в 40 и более децибел.

Такой вариант, как стеновые панели, не требует предварительной обработки стен. По материалам стеновые панели подразделяются на деревянные, выполненные на основе заменителей дерева (ДСП, ДВП, МДФ), и пластиковые. К последним относятся панели из ПВХ, гипсокартон с виниловым покрытием, зеркальные пластиковые покрытия, акустические панели, пробковые. «На сегодняшний день в большинстве случаев деление офисного пространства связано с монтажом офисных систем перегородок или установкой быстровозводимых перегородок из гипсокартона, которые играют роль разделительных стен в офисе, – говорит Сергей Абашин. – Причем в первом случае системы перегородок могут быть не только светопрозрачными, но и глухими или комбинированными. В глухих частях на перегородках в качестве финишных покрытий используются ПВХ, ламинат, натуральный шпон, ткань и металл. Во втором случае строительные перегородки из гипсокартона являются «черновыми» и требуют финишной отделки. Как правило, это недорогие обои под покраску или конечная покраска с учетом подготовки стен».

Камень, дерево, кожа

Сегодня все больше компаний стараются, чтобы их офис был узнаваем, поэтому все чаще оформление доверяют профессиональным дизайнерам, которые в своих проектах наряду с обычными материалами используют и «нетрадиционные».

Например, искусственный и натуральный камень. Его используют в оформлении офисных стен нечасто, но интерьер, создаваемый при участии камня, всегда получается оригинальным, будь то стены «из булыжника» или декоративное панно из сланца, в толщах которого видны ракушки, окаменелые останки доисторических растений или скелет древней рыбы.

При оформлении офисного интерьера в стиле хай-тек используются металлические стеновые панели либо технология, позволяющая создавать металлические покрытия на твердых поверхностях. Благодаря последним разработкам прочную металлическую пленку можно создавать даже на бетоне. Сама же металлическая пленка поддается шлифованию, полировке, гравировке, и дизайнер может создавать любые необходимые фактуры – от эффекта патины и ржавчины до оплавленного метеорита.

Достаточно часто для оформления офисных стен используется дерево. «Обычно натуральное дерево используется в зоне обитания топ-менеджмента, – говорит Вук Вучкович-Сарап, главный архитектор компании Murray O'Laoire Architects. – Это показатель такого «джентльменского стиля» – престижно, дорого, стильно». Диапазон пород широк – от ореха и вишни до венге и палисандра. Ореховые стеновые панели составят идеальное обрамление кабинета, выполненного в классическом стиле. Для создания эксклюзивных интерьеров используют соответствующие материалы. Например, корень клена, которому трудно найти равных по выразительности рисунка.

Натуральная кожа – материал достаточно дорогой, потому, как правило, применяется при отделке стен офисов класса А. К главным достоинствам кожи относится экологичность – она абсолютно безвредна для здоровья, а также хорошо поглощает шум. Стены, отделанные этим материалом, теплы на ощупь. И, конечно, кожаные стены – свидетельство респектабельности офиса. Это один из немногих материалов, который легко способен «вписаться» в любой стиль – от классического до хай-тека. А еще этот материал умеет «благородно стареть»: чем больше лет коже, тем выразительнее и интереснее она выглядит. В современных офисах часто на стенах делают кожаные вставки в тон мебели. «Сочетающиеся по фактуре и цвету с мебелью, кожаные вставки могут быть даже на стеклянных стенах и на ткани, – говорит Сергей Дудкин. – При комбинировании нескольких видов покрытия для стен (допустим, ткани и кожи, декоративной штукатурки и краски) важны вкус и чувство меры. Дизайнеры могут сделать самый эклектичный интерьер красивым, удобным и комфортным».

Каких-то конкретных советов по выбору того или иного отделочного материала сегодня нет и быть не может. За исключением, пожалуй, самых очевидных. Например, того, что в темном помещении стены должны быть светлыми, или что в сыром здании нельзя использовать для оформления стен материалы, подверженные коррозии. В остальном же выбор того или иного материала для декорирования стен в современных офисах целиком лежит на дизайнере, – считает Сергей Абашин. – Конечно, обязательно учитываются такие параметры при выборе стеновых покрытий, как назначение офиса, внутренняя атмосфера и имидж компании, справедливая мода к открытости и прозрачности пространства (что очень хорошо выполняется за счет применения систем офисных перегородок) и, несомненно, бюджет, а также общее сочетание с мебелью, предметами декора и освещением».

«Визитная карточка» компании

По мнению Вука Вучковича-Сарапа, отделка стен тоже должна соответствовать стилю компании. «Как это решить – дело архитектора. Можно использовать стекло, дерево, обои, ткани, мрамор, плитку. Допустимо смешение этих материалов, никаких ограничений не существует. В дизайне нет границ».

Как театр начинается с вешалки, так офис начинается с зоны ресепшн. Это «визитная карточка» компании, она должна показывать посетителю, чем занимается фирма. И такой «визиткой» вполне может служить стена. Например, в зоне ресепшн офиса Procter & Gamble стены окрашены в темно-синий и голубой цвета, которые компания использует в своей символике. «В московском офисе компании Уолта Диснея в ОТЦ Lotte Plaza, который оформляла наша компания, первое, что видит посетитель, – это буквы Walt Disney, которые словно бы парят в воздухе, – рассказывает Вук Вучкович-Сарап. – На стенах в зоне ресепшн можно увидеть фигурки Микки Мауса и других диснеевских героев, выполненных из специальной пленки, похожей на стеклообои».

«Дизайнеры, архитекторы – это творцы. Им хочется сделать что-то свое, совершенно оригинальное», – говорит Сергей Дудкин. В качестве примера для подражания г-н Дудкин приводит офис компании «Феско» (архитекторы – мастерская Эстрина). Стены этого офиса отделаны «палубной доской» с декоративными крепежными элементами наружу и деревянной рейкой. Двери смотрятся как продолжение стен. Это выглядит оригинально и подчеркивает область деятельности компании – пароходство. Благодаря встроенным в стены «окнам» в офисе много дневного света. В то же время удачно решены вопросы звукоизоляции и шумопоглощения.

Еще одно место, представляющее простор для фантазии дизайнера, это кофе-зона или, как ее еще называют, кофикс (от слов «кофе» и «офис») – неформальная зона в офисе, где за чашкой кофе можно обсудить рабочие проблемы. В оформлении стен часто используются более яркие краски, чем в «серьезной» рабочей зоне, декоративные панно, орнаменты.

Бывают случаи, когда вся архитектура и интерьер офисного здания работают на выражение философии бренда. «Стеклянные стены фронт-офиса и бэк-офиса центра «Мерседес» демонстрируют, что хорошая вещь красива со всех сторон, – говорит Сергей Дудкин. – Часто само офисное здание задает стиль дизайн-оформления. Например, наличие остекленного фасада предполагает, что покрытие остальных стен должно сочетаться с ним. Допустим, что напротив стены из стекла компании необходимо разместить переговорную с непрозрачными звуконепроницаемыми перегородками. Таким образом, два элемента уже навязаны архитектору. И оставшиеся две стены должны как-то «примирить» прозрачную стеклянную стену и стену переговорной. Кстати, очень интересно оформлена стеклянная стена в московском офисе, спроектированном архитектурным бюро Эрика ван Эгераата. Она образует огромное, от пола до потолка, окно, из которого открывается красивый панорамный вид. Дизайнер придумал такое решение: сделали черно-белый принт вида из окна и наклеили его полосками на стекло таким образом, что полоска черно-белого изображения чередуется с полоской прозрачного стекла. Получилось, что реальный вид из окна перемежается его же черно-белым изображением».

Трава в стекле

Если говорить о последних трендах в оформлении стен, следует отметить возрастающее внимание со стороны дизайнеров к экологичности используемых материалов. «Морально устаревшие «стеклообои под покраску» или финишная окраска стен сдают свои позиции современным и визуально совершенным материалам. Это натуральный шпон, декоративные покрытия из переработанного бамбука, пробковые покрытия, – говорит Сергей Абашин. – К преимуществам коры пробкового дерева, например, помимо экологичности относится неординарный внешний вид, т. е. структура и звукопоглощающие характеристики».

«Особой приметой» экологичного стиля является грубоватый льняной текстиль, используемый в оформлении стен. Как правило, такой же материал подбирается и для обивки мебели. Если говорить о цветовой палитре, актуальны теплые, естественные тона, цвет песка, древесной коры, терракота.

«Недавно на рынке появился очень необычный материал – 3-form, представляющий собой стеклянные панели, внутри которых помещены растения, – рассказывает Вук Вучкович-Сарап. – Мы оформляли офис одной американской компании с использованием 3-form. Это очень необычно и красиво. Трава внутри стекла выглядит так, что человеку, который видит эти панели впервые, хочется дотронуться до нее. Такие панели можно использовать как в качестве перегородок, так и в качестве оформления глухой стены. Там они будут выглядеть как декоративные».

Говоря о тенденциях оформления стен, следует отметить, что все чаще в отделке стен используются яркие цвета и их сочетание. Следующий тренд офисной моды – использование стены в качестве экрана (например, в конференц-зале), дисплея или доски объявлений.

«В последнее время существуют различные подходы к оформлению интерьера. При «экологическом» подходе в общую стилистику хорошо вписываются картины, не привлекая к себе внимания. Как правило, такие произведения имеют выраженное нейтрально-абстрактное направление, подчеркивая изысканность вкуса хозяина офиса и не претендуя на «шедевральность», – говорит Вадим Гаршин, директор Государственного выставочного зала «Ковчег». – Однако есть и прямо противоположный подход к оформлению: обстановка интерьера является оркестровкой, в которую вихрем врывается солирующее произведение искусства, подчиняющее себе окружающее пространство. Требования к таким картинам, разумеется, повышенные. Как правило, это произведения известных художников, подчеркивающие «статусность» хозяина».

Если говорить о мировых трендах, то и Америка, и Европа, переболев роскошью и насытившись дизайнерскими находками, взяли курс на более скромные и экологичные офисы. Россия, несмотря на очень быстрое развитие, пока еще не достигла западного уровня. Стать скромнее наши офисы заставит сама жизнь: в условиях кризиса ликвидности, увы, никто не захочет жертвовать рабочим местом ради декоративной панели.

наверх