Наше главное слово —
создавать!
Rus / Eng
+7 (495) 933 1055
/ 8 (800) 550 1345

Офисное пространство будущего должно стать ближе к человеку

Михаил Кириенко живет и учится в Сочи, на последнем курсе Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (кафедра «Архитектура и дизайн»). Несмотря на молодость, Михаил известен своими проектами не только преподавателям и сокурсникам, но и более широкому профессиональному сообществу. Так, один из его последних проектов «Ботва» получил третью премию в номинации «Архиперегородки» на II Международном архитектурном конкурсе «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации» (организаторы: компания NAYADA и Союз Архитекторов России).

Михаил и раньше принимал участие в профессиональных выставках и конкурсах. И хотя он скромно называет свои работы курсовыми проектами, большинство из них было отмечено дипломами таких престижных конкурсов, как фестиваль графического дизайна «Золотой карандаш», выставка «Дизайн-ленд» в рамках Всероссийского Дизайн-форума и других. Некоторые проекты в ближайшем будущем ждут своей реализации.

Так, например, Михаил совместно с архитектором С. Сухоруковым принимал участие в проектировании гостиницы «Park-hotel» — первого в Сочи комплекса из двух небоскребов (в рамках проектирования олимпийских объектов к 2014 году). С тем же архитектором Михаил участвовал в реконструкции центрального рынка в Сочи. Часть этого сооружения, теперь чем-то напоминающего космическую станцию, уже сдана в эксплуатацию. Но как нам признался Михаил, самым значимым для него стал Архиконкурс «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации». Концептуальное решение проекта «Ботва» настолько заинтересовало организаторов конкурса своей креативностью и нестандартностью подхода к формированию офисного пространства, что в компании NAYADA было принято решение совместно с автором приступить к разработке промышленного образца.

Результат совместного творчества автора «Ботвы» и ведущего отечественного производителя офисных перегородок NAYADA уже в апреле этого года был представлен на престижной выставке SALONE INTERNAZIONALE DEL MOBILE 2008 в Милане. Вернувшись в Москву, проект «Ботва» стал украшением стенда NAYADA на выставке АрхМосква, проходившей в рамках Первой Московской архитектурной биеннале в конце мая в ЦДХ.

Михаил, расскажите, как вы узнали об Архиконкурсе, почему решили принять участие и какие ожидания у вас были?

Я узнал об Архиконкурсе из Интернета. А наши преподаватели с кафедры архитектуры и дизайна, на которой я учусь, предложили принять участие в таком интересном мероприятии в рамках курсового проектирования (по программному заданию компании NAYADA). Кроме меня, заявки на участие в конкурсе послали многие мои сокурсники, человек 20.

Полное название этого проекта «Концептуальные разработки систем перегородок будущего». Я благодарен моим преподавателям, особенно Елене Борисовне Мотриченко и Ирине Петровне Кириенко, за помощь и поддержку. К моему удивлению, мне позвонили из компании NAYADA и сообщили, что мой проект удостоен одной из премий в конкурсе. И конечно, для меня стало полной неожиданностью известие о том, что к проекту «Ботва» проявлен такой интерес. Честно говоря, я надеялся просто принять участие в конкурсе.

Как вы отнеслись к предложению компании NAYADA создать промышленный образец и продемонстрировать его на выставке SALONE INTERNAZIONALE DEL MOBILE 2008 в Милане?

Конечно, я был в восторге. Знаете, далеко не всегда проект на бумаге может в итоге быть реализован, каким бы креативным он ни был. До этого конкурса я не раз принимал участие в выставках, дизайн-форумах, и многие мои проекты так и остались на бумаге, хотя я получал за них дипломы и сертификаты. На этот раз моим проектом сразу заинтересовался производитель.

Президент NAYADA Дмитрий Черепков предложил встретиться, это было очень приятное, деловое и конструктивное общение. Он проявил неподдельный интерес к моему проекту и вообще к моим идеям. Подобная заинтересованность, на мой взгляд, говорит о понимании заказчиком того, что креативный дизайнерский проект это в конечном итоге залог и коммерческого успеха. Мы заключили соглашение с компанией NAYADA, чертежи проекта были отосланы в Москву.

Это было очень интересное и плодотворное сотрудничество. Совместно мы перепробовали много разных комбинаций, всевозможных материалов, конструкций, и в итоге в качестве опытного образца была создана модель офисной перегородки. Именно этот образец и был отправлен в Милан.

Михаил, можно подробнее о вашем проекте: почему «Ботва», почему концепция будущего, что вас вдохновило?

Когда я приступил к предпроектной части, была весна, и настроение было соответствующее, весеннее, приподнятое, кругом все зеленело и цвело. А живу я за городом, в окружении природы. И именно эта естественная среда натолкнула меня на мысль, еще на стадии эскизов, о траве. Родилась ассоциация: офисные перегородки и свежая зеленая прорастающая трава.

Когда ветер обдувает густую траву, она напоминает зеленые волны — так я вышел на волнообразное решение. Поэтому проект и называется «Ботва». Взаимосвязь с молодой порослью. Изначально подразумевалось, что стекла перегородок будут выдвижными, то есть перемещаться вверх, и таким образом еще более напоминать прорастающую траву. Эта идея была заложена в основу проекта. Естественно, что детали потом дорабатывались и обтачивались. Что касается концепции будущего, то в рамках проекта, который готовился к конкурсу, подразумевалось несколько моделей «Ботвы». Одна из таких моделей позиционировалась как «умная» перегородка, которая органично включает в себя элементы, обеспечивающие комфортный трудовой процесс в офисе: компьютерную сеть, электроснабжение, вентиляцию и любые другие необходимые коммуникации.

Предполагается, что все эти сети подключаются к единому мобильному модулю, который бы обеспечивал связь всех коммуникаций между различными секциями в перегородках. Я бы назвал это мобильное соединение, делающее перегородку «умной», главной начинкой, изюминкой проекта «Ботва».

Действительно, похоже, что вы создали офисную перегородку будущего. А чем еще проект «Ботва» принципиально отличается от стандартных перегородок, распространенных в современных офисах?

Развивая мысль Ле Корбюзье о том, что дом это машина для жилья, можно сказать, что в современном деловом мире офис стал машиной для труда. Исходя из этого, офисное пространство будущего должно стать еще удобнее, еще практичнее, чем раньше, и главное, ближе к человеку, к его природной составляющей и к его естественной потребности в единении с природой, от которой так далек рядовой работник офиса.

Современные распространенные офисные перегородки в первую очередь функциональны, они четко выполняют задачу — создать личное пространство для каждого работника, чтобы условия для работы стали более или менее комфортными. Для меня главной задачей в проекте «Ботва» был не функционализм, не отгороженность, а создание настроения, игры с пространством. «Ботва» в этом смысле больше напоминает даже не перегородку, а скорее элемент мебели, который, находясь в среде общего офисного пространства, не разграничивает его стандартно, а создает за счет перфорации и сложности форм некую игру с пространством или даже игру пространств. А мобильный модуль, о котором я уже говорил, предполагает множество способов соединения перегородки, по аналогии с конструктором, множество комбинаций пространства.

При этом перегородка «Ботва», конечно, разработана в соответствии с утилитарными и необходимыми требованиями к современной офисной мебели. За счет гибкой системы сцепления и установки перегородка способна принимать наиболее удобное положение и размещаться по отношению к пользователю под удобным углом. А выдвижные стекла позволяют трансформировать пространство.

Для каких типов офисов подходит проект «Ботва»?

В первую очередь, я рассчитывал на офисы креативных компаний, рекламных и PR-агентств, офисы редакций. Может быть, детских учреждений. В общем, для организаций, в которых люди занимаются в основном творческой деятельностью. Чтобы интерьер офиса настраивал на творчество, открытие новых идей, чтобы офис вдохновлял, создавал настроение.

В чем отличие первоначального проекта для Архиконкурса от совместной разработки с компанией NAYADA?

В проекте, который был представлен на Архиконкурсе, были изначально заложены разные варианты комбинирования и изготовления перегородки. А промышленный образец уже более конкретен в условиях определенных технических характеристик и в условиях эксплуатации, цветовых предпочтений.

Михаил, какие школы, направления в архитектурном дизайне вам близки?

Честно говоря, во время проектирования перегородки я не зацикливался на каких-то модных тенденциях, а даже наоборот, хотел отойти от них и обращался к естественным источникам информации, так сказать, природным вдохновителям.

Наверное, мне близок восточный подход к проектированию, который, в отличие от западного, нацелен не на потребление и функциональность, а на гармонию человека с пространством, в котором больше внимания уделяется особенностям эксплуатации объектов. Так, например, японские дизайнеры, на мой взгляд, в первую очередь обращают внимание на то, какое эмоциональное воздействие будет оказывать на человека данный объект. С другой стороны, нельзя отрицать в наше время мультикультурный фактор, взаимовлияние культур, западной и восточной, и, безусловно, на востоке, конечно, тоже уделяется внимание функциональности и рациональности — при различиях в базовых подходах.

Также меня привлекает сочетание хайтека и эргодизайна, стиль технологий будущего.

Как вы думаете, насколько сложно в России реализовать нестандартные проекты?

Это вопрос скорее не к дизайнеру, а к менеджеру, потому что это вопрос рынка и сбыта, и дизайнер занимается этими вопросами лишь косвенно. Но как мне кажется, сейчас наблюдается прогресс в этой области. Думаю (это мой личный прогноз), что процесс взаимодействия дизайнеров, архитекторов и производителей в плане внедрения креативных проектов будет только улучшаться, на фоне общего оздоровления экономики, роста благосостояния. Бизнес все больше и больше проявляет интерес к дизайну, и это радует. И результаты II Архиконкурса являются тому ярким подтверждением.

Если вернуться к конкурсу, то что в нем на вас произвело особое впечатление?

В первую очередь хочется отметить высокий уровень проведения Архиконкурса, высочайший уровень жюри, все было блестяще подготовлено и осуществлено. Хорошо, что этот конкурс проходит в рамках архитектурного фестиваля «Зодчество», на который со всей России съезжаются архитекторы, чтобы показать свои достижения в области дизайна и архитектуры. Интересно познакомиться с работами коллег, послушать семинары, поучаствовать в конкурсах. Нередко приезжают западные знаменитые архитекторы, представители архитектурных бюро и дают мастер-классы. И в этот фестиваль очень органично, на мой взгляд, вписался Архиконкурс.

Также, впечатляет возможность участия конкурсантов в других международных проектах, например, в таком, как выставка SALONE INTERNAZIONALE DEL MOBILE в Милане, на которую приезжают самые именитые европейские мебельные производители. Поэтому для меня честь оказаться среди них со своей разработкой. И как говорится, всегда полезно и на других посмотреть, и себя показать. Очень интересная и разноплановая выставка, многое удивило, особенно то, как европейцы подходят к проектированию, дизайну и производству своей продукции, есть чему у них поучиться.

Кто-то проявлял интерес на выставке в Милане к проекту «Ботва»?

Да, разумеется, интерес проявляли, это было очень приятно. Компания NAYADA отвела «Ботве» центральное место на стенде и уделила ему особое внимание. Таким образом, все транзиты, которые проходили через стенд компании, проходили, в том числе, и через мой проект.

Поэтому многие зарубежные коллеги подходили, спрашивали. Было приятно видеть изумление на лицах западных производителей.

Над чем вы сейчас работаете, какие у вас планы?

Впереди у меня дипломный проект. Есть разные задумки, связанные с этим. Тема звучит примерно так: «Праздничная среда олимпийского Сочи». Хочется этот проект выдвинуть не только на рассмотрение общественности, но и олимпийского комитета, потому что проект обещает быть очень обширным и важным. Его задача раскрыть разные способы взаимодействия города и людей во время проведения олимпиады, учитывая праздничную составляющую этого мероприятия. В проекте, с одной стороны, будет рассмотрен способ перемещения людей (транзитный аспект), с другой стороны, будет предложена концепция досуга жителей города и гостей во время проведения Олимпиады. Другими словами, надо решить вопрос, как и где люди будут проводить время между спортивными мероприятиями.

Создание праздника в городе, в олимпийской деревне это очень важная задача. Мы специально изучаем зарубежный опыт, например, в Барселоне. Для Сочи это реальный шанс попасть в один ряд с мировыми олимпийскими столицами, и не только по факту проведения Олимпиады, но и по созданию уникальной инфраструктуры и преображению города в связи с его новым статусом.

Михаил, а как вы относитесь к кардинальным изменениям облика города как житель Сочи?

Ну, это неоднозначный вопрос, я бы сказал, даже сложный. Есть свои проблемы. Сочи, может, конечно, и преобразится, но при этом он может утратить свой градообразующий фактор. Ведь Сочи курортный город, и изначально был построен вокруг района Мацеста, где расположены знаменитые лечебные источники. Когда-то именно Мацеста была градообразующим фактором.

Сейчас в городе, по сути, отсутствует этот фактор. Поэтому в новых проектах наблюдается легкая смута. Многие специалисты сейчас над этим трудятся, и пытаются выработать способы, как этого не допустить или хотя бы минимизировать.

Будем с нетерпением ждать вашего дипломного проекта, Михаил. А кстати, трудно приступать к новому проекту, когда уже задана высокая планка после первой серьезной победы на конкурсе?

В связи с этим я бы хотел сказать огромное спасибо всем своим преподавателям, которые привили мне определенное отношение к такого рода событиям: меня всегда учили, прежде всего, работать, не покладая рук, и меньше размышлять о славе. А насколько мне это удастся, покажет III Архиконкурс «Офисное простраство: креатив, технологии, инновации», в котором я планирую принять участие и в этом году.

наверх