Наше главное слово —
создавать!
Rus / Eng
+7 (495) 933 1055
/ 8 (800) 550 1345

Скажите мечте «Да-Да»!

У этой школы удивительное название – жизнеутверждающее, оптимистическое и загадочное – «ДА-ДА!». Именно так – с восклицательным знаком. «Что это такое?» - гадают те, кто впервые слышит эту аббревиатуру, и тщетно пытаются ее расшифровать. Не догадались? Запомните – это Детская Архитектурно-Дизайнерская Альтернатива. Сложно и необычно, но – звучит. Живет «ДА-ДА!» в городе Набережные Челны, и не будет преувеличением сказать, что ее знает весь город. Школе семнадцать лет – она ровесница своих сегодняшних выпускников. Много это или мало? Возраст, конечно, юный – ведь и город на Каме тоже еще молод. Но успели они немало. Первые выпускники уже приводят в школу своих детей. А сами приходят сюда преподавать. Так рождаются династии, которыми гордится «ДА-ДА!».

Но прежде, чем рассказывать об успехах «дадашек», как мы их ласково называем, расскажу о том, что поразило меня при первой встрече с ними. Нас, представителей Союза архитекторов России, пригласили на день рождения школы. И тут начались чудеса. Выставка, которая была организована в школе, оказалась настоящим праздником, феерическим парадом талантов. А если говорить языком более строгим и официальным, она стала событием в культурной жизни города. И глядя на замечательные и такие разные – наивные и зрелые, совсем детские и почти мастерские работы ребят, я думала о том, как удалось педагогам – архитекторам, художникам, дизайнерам – энтузиастам и подвижникам своего трудного и благородного дела создать это чудо со звонким именем «ДА-ДА!».

Детских архитектурных школ в России немало, и у каждой свои находки, свои успехи, свои достижения. И я ни в коем случае не хочу обидеть москвичей и петербуржцев, казанцев и нижегородцев. Речь о другом. Ребята, родившиеся и живущие в старых городах, имеющих богатое культурное прошлое, историю и традиции, которые складывались веками, растут на этой благодатной почве. История? Вот она, ее можно почувствовать, потрогать руками камни и стены – они о многом расскажут. А в Набережных Челнах, городе прекрасном, но слишком молодом? Его прошлое – десятилетия, прошедшие на памяти двух-трех поколений, его строили люди, которые сегодня с гордостью показывают свое творение внукам. Понимаете, о чем я? Многие из юных челнинцев никогда не были ни в Москве, ни в Петербурге, не видели Третьяковки и Эрмитажа, Кремля и Исаакия. Что же должны были вложить в их души учителя-подвижники, какое зерно заронить и с какой любовью, с каким терпением его взращивать, чтобы так горели глаза ребят, чтобы так стремились они к Творчеству, чтобы восхищенно замирали перед детскими работами взрослые маститые архитекторы!

Пусть об этом расскажут сами создатели школы. Может быть, они владеют каким-то секретом? Слово бессменному директору школы искусств «ДА-ДА!», члену Союза дизайнеров России Татьяне Александровне Хайман:

- Набережные Челны – город-автозаводец. Он возник усилиями тысяч добровольцев-энтузиастов, съехавшихся со всех концов огромной страны на берега Камы строить Камский автомобильный завод. Стремительный рост населения города потребовал концентрации сил строителей, архитекторов на возведение, в первую очередь, жилья. Таким образом, типовая многоэтажная застройка сформировала облик нашего города. Сил и средств на строительство объектов культуры не хватало…

Идея создания школы, направленной на воспитание проектно-ориентированного, художественного мышления детей, возникла в 1990г., по инициативе группы архитекторов и дизайнеров, из опасений за судьбу детей, родившихся и выросших в городе-новостройке, из понимания того, что бедность первых детских впечатлений от окружающей их бесцветной, монотонной, стереотипной среды, отсутствие в ней источников развития образной и эмоциональной сферы, порождают скудость их собственной детской фантазии и вполне может оказать негативное влияние на всю их дальнейшую жизнь.

Основатели экспериментальной Студии были молоды, смелы и ставили перед собой нешуточные задачи: создание не только образовательного центра, но и «клуба» профессиональных коммуникаций, который бы смог активно влиять на преобразование города.

В основу образовательной концепции школы была положена идея создания «школы-среды», где могло бы пройти в сотворчестве с педагогом детство, отрочество и юность воспитанников. В результате педагогического поиска была реализована 3-х ступенчатая система непрерывного художественно-проектного образования: отделения «Студия» (дети от 6 до 10 лет), «Школа» (11-15 лет) и «Архитектура и дизайн» (16-17 лет).

На первой ступени обучения, когда активно формируется личность ребенка, творческие задачи превалируют над учебными. В этот период основное внимание педагогов обращено на развитие у детей проектно-фантазийного мышления на фоне художественного освоения окружающего мира. Отсюда и задачи: освоение элементов изобразительной грамоты, овладение разнообразием художественных материалов и приемов работы с ними, освоение визуального богатства природных форм, знакомство и творческое переосмысление мировой культуры через сказки и мифологию древних цивилизаций, но главный акцент делается на формирование будущего творческого самосознания детей, выявление и фиксацию их природных способностей к фантазированию, действенному познанию мира.

Четырехлетний период обучения в Студии завершается фантазийными вариациями на тему «Мир выдуманных образов». Только прислушайтесь к названиям: кафе-трансформер «Мандаринус-апельсинус», оазис в пустыне «Каключка», настольная познавательная игра «Планета-куб». Ребята с увлечением придумывают парковые светильники в виде танцующих человечков, «Мусороедов», для городских улиц и многофункциональный транспорт для освоения марсианских просторов. Для реализации своих замыслов используются не только привычные художественные материалы, но и мелки, проволока, соломка для коктейлей и т.п.

В мае на красочном представлении проектов присутствуют не только педагоги и учащиеся, но и их родители, гости.

Ребята, успешно закончившие Студию, продолжают обучение на следующей ступени обучения, где особое внимание уделяется формированию «образа профессии». За пятилетний срок обучения происходит теоретическое изучение и практическое переосмысление различных пластов мировой художественной культуры, усвоение основополагающих понятий и принципов композиции, развитие формотворческих способностей, графических навыков, овладение общехудожественными дисциплинами (рисунок, живопись). Но наиболее важным мы считаем развитие способности к творческой рефлексии по поводу своих собственных идей и решений, являющихся сублимацией интуитивных, ассоциативных и эмоциональных переживаний. Но хочется подчеркнуть, что все предметы и курсы, какую бы конкретную обучающую задачу они ни преследовали, направлены на одну стратегическую цель - формирование художественно-проектного мышления.

Заключительным этапом работы над проектом является его защита, на которой присутствуют ведущие архитекторы и дизайнеры города. По словам ребят, последний месяц перед защитой самый незабываемый: дух коллективного сотворчества, споры, пролетающие, как одно мгновение, вечера над макетом, взлеты радости от удачной художественной находки сохраняются в памяти на долгие годы.

Наиболее одаренные выпускники отделения «Школа», которые уже не мыслят себя в будущем вне профессии архитектора или дизайнера, продолжают свою предпрофессиональную подготовку на отделении «Архитектура и дизайн». Здесь основное внимание педагогов нацелено на воспитание профессионального самосознания, освоение выразительных свойств архитектурной и дизайнерской композиции, овладение специфическими приемами проектной графики и черчения, основами архитектурного и дизайнерского проектирования, совершенствование общехудожественной подготовки и, наконец, развитие интеллекта и способностей к профессиональной творческой рефлексии через знакомство с историей и теорией проектной культуры «в лицах»: изучением творческих портретов мастеров, вхождением в их творческую лабораторию, освоением методов их проектной работы и философии творчества.

Такой уровень подготовки позволяет практически всем нашим выпускникам продолжать обучение в ведущих вузах страны.

Сегодня, подытоживая пройденный путь, мы с уверенностью можем сказать, что Школа состоялась, и у нас есть свой образовательный вектор в многоликом детском архитектурно-дизайнерском образовании: методика школы получила заслуженное признание в профессиональном сообществе и награждена Национальным Призом «Виктория» Министерства культуры Российской Федерации и СД России (в номинации «дизайн-педагогика»). Школа и дети - неоднократные призеры и победители престижных фестивалей архитектуры «Зодчество», Российских конкурсов «Современный образ предметного мира», «Золотой карандаш», «Сладкий коробок», обладатели Гран-при Всероссийского конкурса-олимпиады детского архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина, победители и призеры Международных конкурсов к 1000-летию Г.Х. Андерсена (Дания), «Натюрморт» (Словения), Дипломанты Международной Ассамблеи Моды, Архитектурного Фонда им. Я. Чернихова.

Пять лет назад мы пошли по пути формирования интерактивного проектного пространства, дающего возможность включить всех, от мала до велика, в созидательную атмосферу проектной игры, которая позволяет включать ребят в реальное переустройство мира вокруг. Наши воспитанники с увлечением разрабатывают фор-проекты благоустройства заброшенного дворика, примыкающего к художественному салону в Елабужском музее-заповеднике, радуются тому, что, сделанные по их эскизам скульптуры второй год украшают площадь вокруг главной елки Набережных Челнов, а дети города получают новогодние подарки в упаковках, сделанных по их разработкам. Сегодня на счету школы более двадцати совместных проектов, выполненных по заказам предприятий и организаций города.

В 2006 году администрация города предоставила школе новые помещения – мы растем, и в прежних рамках нам во всех отношениях становится тесно. С ремонтом и оборудованием помогли спонсоры.

Накопленный за годы работы профессиональный опыт педагогов школы позволил сформировать из них костяк кафедр «Дизайн» и «Искусство интерьера» в первом открывшемся в нашем городе творческом ВУЗе. И повзрослевшие вчерашние ученики стали теперь их студентами. Творческое содружество продолжается.

Одним из главных достижений мы считаем то, что наши выпускники, закончившие вузы, не только работают по всей стране и за рубежом, но и, возвращаясь в родной город, реализуют свой творческий потенциал в крупных архитектурных и дизайнерских мастерских, внося свой вклад в преобразование облика нашего города.

Вот такая она, Детская Архитектурно-Дизайнерская Альтернатива из Набережных Челнов. Школа, которая говорит мечте «ДА-ДА!».

наверх